Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни.
Понятие "дети с ОВЗ" охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми.
Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование.
Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Специальные условия - это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:
- адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.);
- адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.);
- адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.).
Сопровождение - это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.), направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:
- диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;
- консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;
- коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т.д.;
- развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;
- социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.
Ребенок с ОВЗ имеет право на получение инвалидности, если его состояние здоровья ограничивает его потенциал в обучении, общении, самообслуживании и других сферах жизни. Для того, чтобы ребенку была установлена инвалидность, необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Это специальная процедура, в ходе которой специалисты оценивают степень ограничения жизнедеятельности ребенка и определяют его группу инвалидности.
МСЭ проводится в федеральных бюро МСЭ или их филиалах. Для того, чтобы записаться на процедуру, необходимо подать заявление в ФБ МСЭ по месту жительства или по месту лечения. Заявление можно подать лично, по почте или через портал госуслуг.
Перечень центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Актуальная информация по вопросам воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ и инвалидностью, оказания им психолого-медико-педагогической помощи размещается на официальном сайте: https://ovzrf.ru/.
В целях осуществления непрерывной консультативной деятельности руководителей и специалистов образовательных организаций по вопросам комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью созданы электронные почты, на которые можно направлять обращения:
- по вопросам воспитания, обучения, развития детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития на адрес электронной почты: tmnr@ovzrf.ru;
- по вопросам воспитания, обучения, развития детей с расстройствами аутистического спектра на адрес электронной почты: ras@ovzrf.ru;
- по вопросам воспитания, обучения, развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на адрес электронной почты: noda@ovzrf.ru;
- по вопросам воспитания, обучения, развития детей с нарушением зрения на адрес электронной почты: zrenie@ovzrf.ru.
Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Сайт: https://www.cpmss.ru
МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" (г. Мончегорск)
Сайт: http://cpmss.edumonch.ru
МБУ ДО г. Мурманска "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Сайт: http://cpprk51.com.ru
На территории Мурманской области работают учебно-методические (ресурсные) центры оказания помощи по вопросам инклюзивного образования.
Цель ресурсных центров: формирование единого образовательного пространства, направленного на обеспечение развития инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов, их успешную социализацию и интеграцию в общество посредством объединения и концентрации ресурсов образовательных организаций.
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Минькинская коррекционная школа-интернат"
Цель: сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Сайт: https://sh-spck-int-minkinskaya-r47.gosweb.gosuslugi.ru
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мурманская коррекционная школа-интернат № 3"
Цель: сопровождение детей с нарушениями слуха и зрения
Сайт: http://scoshi3.ru
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мурманская коррекционная школа №1"
Цель: сопровождение детей с нарушением интеллектуальных функций
Сайт: https://gobou1.murm.eduru.ru
Федеральные документы
Министерство образования и науки Мурманской области
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Муниципальные документы
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты - нет
Конструктивные особенности зданий МБОУ СОШ № 1 не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.